В РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий разработали линейку новых препаратов на основе плазмы
Более 100 тонн плазмы крови ежегодно заготавливают в нашей стране. Но только половину донорского биоматериала используют для переливания. Оставшаяся часть идет на изготовление лекарств, где плазма — базовая фармсубстанция. Специалисты Республиканского научно-практического центра трансфузиологии и медицинских биотехнологий разработали принципиально новые препараты из плазмы. В конце года последние разработки начнут испытывать на пациентах-добровольцах.
Потребность в плазме
Высококвалифицированная хирургическая помощь, интенсивные технологии, альтернативные методы терапии широко развиваются. Возрастает и потребность в препаратах плазмы. В первую очередь запрос на эти лекарства и безопасные компоненты крови увеличивается со стороны военной медицины и медицины катастроф как резерв для оказания помощи при массовых поражениях населения.
Елена РАСЮК.
— Современная концепция трансфузиологии основана на рекомендациях ВОЗ и Совета Европы о полном самообеспечении каждой страны безопасными компонентами крови и препаратами плазмы. Каждый год их требуется все больше — в среднем запросы вырастают на 20 процентов. Поэтому уровень и качество производства препаратов крови имеет важное государственное значение. За последнее десятилетие в нашей стране сформирован донорский потенциал, достаточный для полного обеспечения организаций здравоохранения компонентами и препаратами крови, а также для производства из компонентов крови лекарственных средств.
Если точнее, то сейчас у нас в стране организовано промышленное производство лекарственных средств на основе белков плазмы крови: альбумина, криопреципитата, иммуноглобулина антистафилококкового, иммуноглобулина человека антирезус анти-Д, тромбина. Исследования в области фракционирования белков из плазмы завершились выпуском фибриностата, фибриностата М.
Достаточно высокая вирусобезопасность плазмы — одна из особенностей новых разработок РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий. Как достигается этот параметр?
Все очень просто. Прежде чем попасть в производство, донорская плазма проходит карантинизацию. Она хранится в замороженном виде, пока донор не пройдет повторное обследование, чтобы исключить так называемое серонегативное окно — период, когда инфекция уже попала в организм, а антитела в крови еще не проявились. Если донор проигнорировал рекомендацию обследоваться, что, кстати, бывает нередко, его плазму дополнительно обследуют с помощью NAT-технологии. И только после этого сырье отправляют на переработку.
В РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий разработаны технологии и освоено производство первых генно-инженерных фармсубстанций: интерферона, гранулоцитарного колониестимулирующего фактора, на основе которых планируется выпуск целой линейки новых лекарственных форм.
В планах ученых разработать технологии получения фибриногена и других факторов плазмы крови.